«Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша
білім бөлімінің Ақкөл қаласы, Кеңес Одағының Батыры
Петр Михайлович Исаков атындағы № 1 жалпы білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа № 1 имени Петра Михайловича Исакова,
Героя Советского Союза, города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»
Использование метода проектов в процессе изучения химии
Полынина Анна Валериевна
учитель химии
КГУ «Общеобразовательная школа №1 им. П. Исаков
г. Акколь Аккольский район.2024г.
Содержание
1.Сведения об авторе
2. Тема опыта
3.Условия формирования опыта
4.Актуальность опыта
5.Теоретическое обоснование опыта
6. Ведущая педагогическая идея опыта
7.Технология опыта
8.Приложения
Сведения об авторе
Полынина Анна Валериевна
Место работы: КГУ «Общеобразовательная школа №1 имени П.М.Исакова», Героя Советского Союза, города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»
Педагогический стаж: 19 лет
Категория: исследователь
Преподаваемые предметы: химия
Специальность: учитель химии
Контактный телефон: 87711628794
Электронный адрес: anya861809@mail.ru
Тема обобщения: Использование метода проектов в процессе изучения химии
Использование метода проектов в процессе изучения химии
«Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию»
Фредерик Ж.
Актуальность опыта. Метод проектов представляет собой комплексный обучающий подход, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, делая его более гибким и ориентированным на личные интересы и потребности каждого ученика. Данный метод даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность и инициативу при планировании и выполнении учебных заданий, а также развивать навыки организации и контроля своей деятельности. Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к школьному образованию, ориентируясь на подготовку активных и творческих личностей, способных к саморазвитию и самостоятельному решению сложных задач. Цель метода проектов — не просто передача знаний, а воспитание учащихся, которые могут самостоятельно добывать информацию и выбирать способы решения различных проблем. Этот подход особенно актуален в условиях современной школы, где важна практическая направленность и использование знаний в реальных жизненных ситуациях.
Одной из ключевых идей метода проектов является свобода выбора деятельности со стороны учеников, что делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Ученики более заинтересованы в том, что они сами выбирают, и их деятельность не ограничивается рамками учебного предмета. Особенно важно это в обучении химии, где через практические эксперименты и исследования учащиеся могут глубже понять теоретический материал. Как отмечал Б. Шоу, «единственный путь, ведущий к знаниям — это деятельность». Именно через активное участие в процессе ученик лучше усваивает материал, и проектный метод помогает интегрировать теоретические знания с практическим опытом, что повышает их актуальность и значимость.
Метод проектов также позволяет учителям активнее включать учащихся в исследовательскую деятельность, что способствует развитию их способностей и уверенности в собственных силах. Исследовательский подход даёт возможность даже тем ученикам, которые испытывают трудности в учебе, раскрывать свои сильные стороны. Как говорил Конфуций: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю». Эта мудрость подчёркивает важность активного участия в процессе обучения. Учитель, направляющий и поддерживающий учеников в процессе выполнения проектов, помогает им преодолевать трудности и развивать критическое мышление.
Актуальность метода проектов тесно связана с современными вызовами, озвученными в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 2 сентября 2023 года. Президент отметил, что система образования должна адаптироваться к новым требованиям рынка труда, а образовательные учреждения должны создавать условия для развития ключевых компетенций у учащихся. Метод проектов в обучении химии как раз помогает развивать такие важные навыки, как критическое мышление, самостоятельность и коммуникабельность, что крайне важно для будущих специалистов в научно-технических сферах. Школа должна способствовать формированию у учеников современных ключевых компетенций, таких как общенаучная, информационная, познавательная, коммуникативная и социальная, что позволит выпускникам эффективно адаптироваться в меняющемся мире.
Современная школа должна не только передавать знания, но и готовить учеников к жизни в условиях постоянно меняющихся социальных и профессиональных реалий. Выпускники должны уметь применять свои знания в любой ситуации, а также быть готовы к сотрудничеству и коммуникации в различных социальных группах. Именно поэтому педагогические технологии, такие как метод проектов, становятся важными инструментами в достижении образовательных целей, обеспечивая возможность для всестороннего развития учащихся и подготовки их к успешной жизни в современном обществе.
Актуальность темы обусловлена противоречиями. Актуальность темы использования метода проектов в образовательном процессе, особенно при изучении химии, обусловлена целым рядом противоречий, которые существуют в современной системе образования. Первое и самое важное противоречие заключается между необходимостью формирования у учащихся практических навыков и традиционной ориентацией школьного образования на передачу преимущественно теоретических знаний. Современные реалии требуют от школьников умения не только запоминать материал, но и применять его в решении реальных задач. Однако, в классическом подходе к обучению химии акцент делается на заучивание формул и законов, в то время как навыки критического мышления и практической работы остаются недоразвитыми. Метод проектов помогает преодолеть это противоречие, обеспечивая учащимся возможность самостоятельно искать решения, проводить эксперименты и анализировать полученные результаты.
Второе противоречие связано с возрастающей потребностью в индивидуализации обучения и существующей стандартной системой преподавания, которая ориентирована на усредненные требования. Учащиеся имеют разные уровни подготовки, интересы и способности, и важно, чтобы учебный процесс учитывал эти различия. Однако в традиционной системе школьного образования индивидуальный подход часто отсутствует, что приводит к снижению мотивации учеников и их интереса к учебе. Метод проектов позволяет индивидуализировать обучение, давая учащимся свободу выбора тем, методов работы и способов решения задач. Это помогает каждому ученику раскрыть свои сильные стороны и использовать их для достижения успеха в учебе. Таким образом, метод проектов становится важным инструментом для решения этого противоречия, предоставляя ученикам возможность обучаться в соответствии с их собственными интересами и темпом.
Третье противоречие возникает между необходимостью подготовки учащихся к быстро меняющемуся рынку труда и устаревшими подходами к обучению, которые не всегда соответствуют современным требованиям. В условиях стремительного научно-технического прогресса, выпускники школ должны обладать не только знаниями, но и умением адаптироваться к новым условиям, работать в команде, критически мыслить и применять свои знания на практике. Однако традиционные методы обучения, ориентированные на запоминание информации и сдачу тестов, не способствуют развитию этих навыков. Метод проектов позволяет ученикам приобретать опыт реальной исследовательской работы, решать практические задачи и работать в группах, что помогает им лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности и адаптации к изменениям.
Четвертое противоречие заключается в том, что, несмотря на необходимость формирования у учащихся устойчивого интереса к наукам и исследовательской деятельности, традиционные методы обучения зачастую делают процесс изучения химии скучным и рутинным. Химия как наука предоставляет широкий спектр возможностей для экспериментирования и исследования, однако традиционные учебные программы часто не позволяют реализовать эти возможности в полной мере. Метод проектов, напротив, делает процесс обучения более увлекательным и значимым для учеников, так как они могут на практике применять свои знания и решать реальные задачи, что способствует развитию интереса к предмету и формированию навыков самостоятельной исследовательской работы.
Таким образом, актуальность темы использования метода проектов в процессе изучения химии обусловлена рядом противоречий, которые требуют разрешения для улучшения качества образования. Метод проектов позволяет решать задачи индивидуализации обучения, развивать у учащихся навыки критического мышления и самостоятельной работы, а также делает процесс изучения химии более интересным и значимым для учеников.
5.Теоретическое обоснование опыта
В современных условиях школьное образование должно быть ориентировано на развитие творческого потенциала личности, что обусловлено возрастанием неопределенности и динамичности современного мира, а также потребностью человека в стабильности личностного развития и самореализации. Основой образования становятся не столько традиционные учебные дисциплины, сколько формирование способов мышления и деятельностных навыков, позволяющих учащимся самостоятельно осваивать знания и развиваться творчески. Одной из ключевых задач средней школы является формирование у школьников самостоятельности и навыков самоорганизации, что делает применение активных методов обучения, таких как метод проектов, актуальным и востребованным. Использование метода проектов как формы самостоятельной работы учащихся старшей школы, особенно в процессе изучения химии, является инновационным направлением, ориентированным на личностный рост школьников и подготовку их к дальнейшему обучению и самореализации.
Метод проектов, не являясь новым в мировой педагогике, имеет глубокие исторические корни и основывается на прагматической педагогике, провозгласившей принцип «обучение через делание». Возникнув в сельскохозяйственных школах США во второй половине XIX века, этот подход предполагал, что истинным центром учебной работы становится активность учащихся, выбираемая ими самостоятельно. Основные идеи метода проектов, разработанные такими учеными, как Д. Дьюи, Э. Лой и Э. Торндайк, были популяризированы в России после публикации работы В. Х. Кильпатрика «Метод проектов» (1925 г.). Метод предполагает использование окружающей среды в качестве «лаборатории» для познания, акцентируя внимание на развитии у учащихся способности мыслить самостоятельно, добывать и применять знания, принимать взвешенные решения и четко планировать свои действия. Проекты представляют собой поэтапную работу — от идеи до реализации, обладающую элементами новизны. Работа в группах разнообразного состава не только формирует навыки коллективного взаимодействия, но и развивает у учащихся навыки коммуникации, творческое мышление и умение конструировать новые процессы и объекты, что делает метод проектов ценным инструментом формирования свободной, самостоятельной и ответственной личности.
Метод проектов является одной из наиболее перспективных образовательных технологий, широко используемых в современном учебном процессе, включая изучение химии. Данный подход позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать их творческий потенциал и критическое мышление. Теоретическое обоснование метода проектов базируется на идеях конструктивистского подхода, где обучение рассматривается как процесс активного конструирования знаний обучающимся, а педагог выполняет роль наставника и фасилитатора.
Метод проектов основывается на интеграции теоретических знаний и их практического применения для решения реальных задач. В контексте изучения химии этот метод позволяет связать абстрактные научные концепции с их применением в повседневной жизни, что способствует более глубокому пониманию предмета. Проектная деятельность в химии предполагает использование междисциплинарного подхода. Так, исследование состава продуктов питания требует знания основ органической химии, биологии и физики. В свою очередь, выполнение проектов на тему «Экологические аспекты химического производства» развивает не только химическую грамотность, но и экологическую культуру учащихся.
Применение метода проектов в химическом образовании направлено на достижение следующих целей:
Рисунок 1. Образовательные и воспитательные цели метода проектов
Основные подходы, связанные с индивидуализацией обучения, разрабатывались такими исследователями, как В. П. Беспалько, Т. А. Боровских, А. А. Кирсанов, Е. А. Климова, А. И. Конев, М. И. Л. Скаткин и Г. Ф. Суворова, а также И. Э. Унт. Данные теории акцентируют внимание на необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и уровня подготовки, что позволяет обеспечить более эффективное усвоение материала. Теория поэтапного формирования умственных действий, предложенная П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызиной, предполагает, что обучение строится на основе поэтапного перехода от внешних действий к внутренним умственным операциям, что обеспечивает осознанное и прочное освоение знаний через систематическое руководство учащимися в процессе выполнения учебных заданий.
Теории развивающего обучения, разработанные П. П. Блонским, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым и Л. В. Занковым, направлены на развитие интеллектуальных способностей и самостоятельности учащихся. В основе этих подходов лежит идея о том, что обучение должно опережать развитие, создавая условия для формирования новых навыков и способов мышления. Методические разработки по применению проектной деятельности в средней школе, представленные П. А. Оржековским, Е. С. Палат и И. Чечелем, обосновывают эффективность проектного метода как инструмента, который позволяет учащимся активно включаться в учебный процесс, развивать навыки самостоятельной работы и применять теоретические знания на практике. Методические основы обучения химии в средней школе, созданные Н. Е. Кузнецовой, В. С. Полосиным и Г. М. Чернобельской, акцентируют внимание на специфике преподавания химии, включая использование экспериментов, проблемного обучения и междисциплинарного подхода для повышения интереса учащихся к предмету и формирования у них практических навыков.
Согласно Н.И. Родионовой, использование метода проектов позволяет учащимся не только осваивать теоретический материал, но и применять его для решения практических задач. Родионова отмечает, что данный метод способствует формированию у школьников самостоятельности, креативности и исследовательских умений. Автор акцентирует внимание на том, что проектная деятельность в химии является идеальным инструментом для развития критического мышления, так как учащиеся учатся анализировать данные, делать выводы и представлять результаты в наглядной форме.
А.Е. Маркачёв подчеркивает, что проектный метод особенно эффективен в индивидуализации образовательного процесса. Исследователь считает, что проекты позволяют учитывать интересы, уровень подготовки и мотивацию каждого ученика, что значительно повышает качество усвоения материала. Маркачёв приводит примеры успешного использования проектов в изучении химических явлений, таких как процессы горения, фотосинтеза или загрязнения воздуха. С точки зрения В.В. Шакировой и О.С. Садомцевой, использование проектной деятельности позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции, такие как коммуникация, сотрудничество и критическое мышление. Авторы считают, что проекты являются не только средством обучения, но и инструментом воспитания экологической и научной грамотности, так как учащиеся исследуют реальные проблемы, такие как утилизация отходов или влияние химических веществ на окружающую среду.
Метод проектов имеет ряд значимых преимуществ перед традиционными методами обучения:
Г.В. Лисичкин утверждает, что проектный метод является эффективным способом преодоления формального подхода к обучению. Автор акцентирует внимание на том, что проектная деятельность вовлекает учащихся в активный процесс познания, что способствует осмыслению учебного материала и его практическому применению.
Таким образом, теоретическое обоснование опыта использования метода проектов подтверждает его значимость как инновационного подхода, способствующего формированию у учащихся ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации в современном обществе. Метод проектов основывается на интеграции теоретических знаний и практических навыков, развивая у учащихся критическое мышление, самостоятельность и умение работать в команде. Его применение обеспечивает личностно-ориентированный подход, поддерживает мотивацию к обучению и позволяет формировать у школьников способность к самостоятельному решению проблем и продолжению образования.
6. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что метод проектов, применяемый в процессе изучения химии, позволяет активно вовлечь учащихся в образовательный процесс, делая их не только потребителями знаний, но и исследователями, способными самостоятельно добывать и применять информацию. Проектный подход ориентирован на развитие у школьников таких ключевых компетенций, как критическое мышление, самостоятельность, способность решать практические задачи и работать в команде. Использование метода проектов способствует интеграции теоретических знаний и практических навыков, что особенно актуально для химии, как дисциплины, сочетающей научные знания и прикладные аспекты.
Цель, которую я поставила – это создание условий для формирования у учащихся навыков самостоятельной исследовательской деятельности, критического осмысления учебного материала и творческого подхода к изучению химии через использование метода проектов.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: если использовать метод проектов в процессе изучения химии, то это обеспечит более глубокое усвоение предмета, развитие исследовательских навыков, повышение мотивации учащихся и их готовность к самостоятельной деятельности.
Для реализации педагогического опыта и проверки его эффективности используется комплекс методов, которые позволяют обеспечить системный подход к исследованию и внедрению метода проектов в образовательный процесс по химии. Теоретические методы занимают центральное место в подготовительном этапе опыта. Анализ научной литературы помогает изучить основы метода проектов, его исторические корни, особенности применения в различных образовательных системах и актуальность в современных условиях. Систематизация и обобщение концептуальных идей позволяют выработать собственное видение реализации метода, учитывая специфику изучения химии.
Диагностические методы играют важную роль на этапе исследования и мониторинга. Анкетирование и опросы учащихся используются для выявления их интересов, предпочтений, уровня мотивации и отношения к изучению химии. Эти данные позволяют адаптировать содержание проектов к возрастным и познавательным особенностям школьников, делая их более значимыми и увлекательными. Дополнительно применяется тестирование, которое позволяет определить исходный уровень знаний и навыков учащихся, что важно для объективной оценки эффективности проектного метода. Сравнение результатов до и после внедрения метода дает возможность выявить динамику в развитии учащихся.
Практические методы направлены на организацию и реализацию проектной деятельности. Данные методы включают постановку задач перед учащимися, разработку и выполнение проектов, обсуждение и презентацию их результатов. В процессе реализации проектов активно используются методы моделирования, экспериментирования и практического применения знаний. Такие подходы позволяют учащимся не только осваивать теоретические знания, но и учиться решать реальные задачи, развивая исследовательские и практические навыки. Проекты охватывают разнообразные аспекты химии, включая экологические проблемы, анализ химических процессов и изучение свойств веществ, что способствует формированию у школьников целостного представления о предмете.
Экспериментальные методы играют ключевую роль в оценке эффективности внедрения метода проектов. На практике организуются контрольные и экспериментальные группы, где учащиеся работают по различным методикам. Результаты их учебной деятельности сравниваются, чтобы оценить влияние проектного подхода на развитие знаний, навыков и интереса к химии.
В работе с учащимися я опираюсь на следующие принципы:
Рисунок 2. Основные этапы работы над проектами в процессе изучения химии
Основные этапы работы над проектами в процессе изучения химии:
Постановка цели и задач проекта – определение темы, формулирование цели и конкретных задач, которые необходимо решить в рамках проекта.
Планирование работы – разработка плана выполнения проекта, распределение ролей и обязанностей среди участников.
Сбор информации и изучение теоретического материала – поиск, анализ и систематизация данных из различных источников, необходимых для реализации проекта.
Экспериментальная работа – проведение исследований, экспериментов или практических действий, связанных с темой проекта.
Анализ и обработка результатов – интерпретация полученных данных, выводы и подготовка материалов для представления проекта.
Презентация проекта – защита результатов работы в форме доклада, постера, видеоролика или иной творческой формы.
Рефлексия и оценка – обсуждение проделанной работы, анализ достигнутых результатов и выводов, самооценка учащихся и обратная связь от учителя.
В процессе работы я выделяю пять групп умений школьников:
7. Технология опыта
Технология метода проектов представляет собой целостную систему организации учебной деятельности, направленную на развитие у школьников умений и навыков, необходимых для успешного изучения химии и применения полученных знаний в реальной жизни. Изучение химии в школе играет важную роль в формировании у учащихся научного мировоззрения и целостного восприятия мира, помогает осознать значимость химического образования для решения повседневных задач и воспитания экологически и нравственно ответственного поведения. Однако сокращение времени на изучение химии при сохранении прежнего объема учебного материала приводит к снижению интереса школьников к предмету. Как организовать обучение, чтобы учащиеся воспринимали химию как необходимую и востребованную науку, неотъемлемую часть мировой культуры, значимую для каждого образованного человека? Традиционные методы обучения, ориентированные только на формирование химической грамотности и освоение теоретических основ, уже недостаточны. Важно создавать условия, стимулирующие естественную познавательную активность школьников и способствующие их самореализации через приобретение личного опыта и активное участие в учебной деятельности.
В основе технологии лежат принципы активности, самостоятельности, практической направленности и сотрудничества, которые обеспечивают её результативность. Каждый этап работы над проектом тщательно спланирован и направлен на решение конкретных педагогических задач. В своей работе также больше внимание я уделяю последовательности:
Особенности технологии:
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Можно использовать проектную деятельность при изучении таких тем, как:
8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций;
9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества;
10 класс – классы неорганических веществ, химическая технология;
11 класс – строение вещества, органическая химия, нефтяная промышленность, химические реакции, химия в жизни общества.
Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений:
Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).
2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности).
Курс химии предоставляет возможность через проекты экологической направленности:
Формы учебных занятий:
Средства обучения:
Преобладающие виды деятельности:
В процессе работы применяются следующие приёмы стимулирования:
В процессе работы над такими проектами учащиеся приобретают практические навыки, которые помогают им не только жить в гармонии с окружающим миром, но и активно участвовать в мероприятиях по его защите. Прикладной характер химического образования способствует расширению научно-технического кругозора учащихся, формированию у них осознанного мировоззрения и развитию экологически грамотного поведения в быту, природе и на производстве. Выполнение проекта предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если решается теоретическая проблема, то - конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Выводы. Технология метода проектов в изучении химии доказала свою эффективность в повышении познавательной активности учащихся, формировании ключевых компетенций, таких как исследовательские и коммуникативные навыки, и развитии практической направленности обучения. Благодаря проектам учащиеся осваивают теоретические знания через решение реальных задач, приобретают экологическое сознание и учатся применять знания в повседневной жизни. Участие в республиканских и областных конкурсах подтвердило высокую результативность метода, способствующего формированию научного потенциала школьников и развитию их интереса к предмету. Универсальность метода позволяет адаптировать его к любым образовательным условиям, обеспечивая качественное обучение и подготовку учащихся к будущей самостоятельной деятельности.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом применения метода проектов в изучении химии ведётся в течение трёх лет. Этот период включает в себя этапы теоретической подготовки, внедрения метода в учебный процесс, адаптации подхода к различным учебным условиям и возрастным группам, а также оценку его эффективности. За это время накоплен значительный материал по разработке и реализации проектов, проведены многочисленные исследования, подтверждающие результативность метода.
Диапазон опыта охватывает учащихся среднего и старшего звена школы, с учетом их возрастных и образовательных потребностей. Тематически проекты включают широкий спектр задач, таких как изучение химического состава почвы, влияние химических веществ на окружающую среду, экологически безопасные технологии, исследование процессов в быту, черенкование растений, а также проекты прикладной и научно-исследовательской направленности. Опыт распространяется на использование метода проектов в индивидуальной, групповой и коллективной работе, включая участие в конкурсах и научно-практических конференциях, что обеспечивает высокий уровень заинтересованности и вовлечённости учащихся.
Результаты. За время применения метода проектов в обучении накоплен значительный опыт, подтверждающий его высокую эффективность. Реализованные проекты охватывают широкий спектр тем, связанных с изучением химии и смежных дисциплин, и направлены на развитие исследовательских навыков, экологической осознанности и практических умений учащихся.
В рамках работы над проектами учащиеся успешно исследовали природные и прикладные аспекты химии. Например, один из проектов был посвящен изучению среды почвы для оптимального проращивания семян, где ребята проводили химический анализ состава почвы, сравнивали её параметры и делали выводы о лучших условиях для роста растений. В другом проекте школьники наблюдали за процессом черенкования роз и хризантем, фиксируя влияние различных факторов на укоренение растений и успешное развитие черенков.
Большой успех был достигнут на Республиканском конкурсе научных исследовательских проектов, где проект «Изготовление газобаллонов в домашних условиях» получил первое место. В рамках этого проекта учащиеся изучали химический состав и свойства экологически безопасных материалов для строительства, демонстрируя их практическую ценность в условиях борьбы с изменением климата и энергосбережением.
Учащиеся также проявили себя на Областном конкурсе научных проектов, где Владимиров Давыд и Зуев Данил заняли почетное второе место, Хмель Вадим, Федосеев Эдуард – почетное третье место.
Зуев Данил, Баландина Милана приняли участие в областном экологическом конкурсе «Ауа, су, жер», где ребята продемонстрировали свои знания в области экологии родного края. По итогу конкурса заняли почетное 2 место.
Не менее хорошие результаты ребята демонстрируют на районных конкурсах «Зерде». Кулебаев А, Бердебаев Е заняли третье место. Павлова Ангелина, Эрфурт Дарья- первое место. Обиюх Дарья, Полынина Элина – 2 место.
Конкурс стал площадкой для демонстрации не только глубоких знаний в области химии, но и навыков публичной защиты и творческого подхода к выполнению заданий.
Данный педагогический опыт по использованию метода проектов в процессе изучения химии успешно внедрен в образовательный процесс другой школы города Акколь – КГУ «Общеобразовательная школа № 2». В рамках реализации передового опыта были проведены следующие мероприятия:
Результаты внедрения опыта показали его эффективность:
Метод проектов позволяет учащимся не только приобретать знания, но и участвовать в реальных исследовательских и прикладных работах, которые дают ощутимые результаты. Признание на республиканских и областных уровнях, многочисленные награды и дипломы подтверждают, что такая форма работы стимулирует интерес к учебе, развивает креативное мышление и готовит школьников к решению сложных задач в будущем.