|
|
|
«Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша
білім бөлімінің Ақкөл қаласы, Кеңес Одағының Батыры
Петр Михайлович Исаков атындағы № 1 жалпы білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа № 1 имени Петра Михайловича Исакова,
Героя Советского Союза, города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»
Тема: «Развитие базовых компетенций учащихся в проектно-исследовательской деятельности в рамках предмета «Информатика и ИКТ»
Кабулова Альмира Асылбековна
учитель информатики
КГУ «Общеобразовательная школа №1 им. П. Исаков
г. Акколь Аккольский район.2023г.
Содержание
1.Сведения об авторе
2. Тема опыта
3.Условия формирования опыта
4.Актуальность опыта
5.Теоретическое обоснование опыта
6. Ведущая педагогическая идея опыта
7.Технология опыта
8.Приложения
Сведения об авторе
Кабулова Альмира Асылбековна
Место работы: КГУ «Общеобразовательная школа №1 имени П.М.Исакова», Героя Советского Союза, города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»
Педагогический стаж: 11 лет
Категория: 2 категория – модератор
Преподаваемые предметы: Информатика
Специальность: учитель информатики
Контактный телефон: 87052451357
Электронный адрес: almira_17.10@mail.ru
Тема обобщения: «Развитие базовых компетенций учащихся в проектно-исследовательской деятельности в рамках предмета «Информатика и ИКТ»
«Развитие базовых компетенций учащихся в проектно-исследовательской деятельности в рамках предмета «Информатика и ИКТ»
«Знания — как и небеса — принадлежат всем.
Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит.
Преподавание — искусство отдавать.»
(Абрахам Джошуа Гешель)
Актуальность опыта. Глубина современного образовательного содержания создает условия для систематического изучения детьми мира, понимания логики происходящих вокруг них явлений, определения и понимания их взаимосвязей, открытия для себя нового, необычного и очень интересного. Знакомство с новым знанием, описание его отдельных аспектов развивает интерес и познавательную активность; необходимость выявления интересной для него задачи, выбора путей ее решения и создания алгоритма, умение критически оценивать результаты - развивается в стиле научного мышления; коллективные действия развивают навыки работы в команде. Все это обеспечивает принципиально новый, высокий уровень развития ребенка и предоставляет широкие возможности в выборе жизненного пути и определении соответствующего.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» говорится: «Основной задачей системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности».В связи с этим необходимо отдавать приоритет творческим поискам исследовательских знаний, первоэлементов алгоритмов научного поиска при усвоении содержания всех предметов учащимися начальной школы.
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого предмета «Информатика и ИКТ», определяем цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Исходя из этой цели, ставим задачи:
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В связи с эти у обучающихся должны формироваться следующие компетентности:
1. Ценностно-смысловая – уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Учебно-познавательная – готовность к самостоятельной познавательной деятельности, ее самооценке.
3. Информационная – готовность к самостоятельному поиску, анализу, отбору и оценке необходимой информации из различных источников; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
4. Коммуникативная – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в публичных выступлениях; навыки работы в группе.
5. Компетентность разрешения проблем - способность анализировать нестандартные ситуации; уметь принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
6. Личностная - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку как наиболее общих выработанных способов действия, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
Для того, чтобы формировать ключевые компетентности и поддерживать у учащихся интерес к предмету информатика и ИКТ, у меня возникла необходимость строить обучение и воспитание на активной основе. Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. Причем использую его на уроках, во внеурочной и во внеклассной деятельности. Для формирования компетентностной личности необходимо включение ее в познавательную учебную деятельность и внеклассную работу.
С точки зрения развития учебно-исследовательских навыков, практикую уроки следующих типов.
Урок – мини-проект. Результат поиска ответа на проблемный вопрос оформляется в виде мини-проекта, созданного в среде программирования или в прикладной программе.
Урок – практическая работа. Это может быть моделирование ситуации, эксперимент или исследование из другой предметной области.
Урок – проектное исследование Примером исследовательской деятельности на уроке может служить работа по моделированию ситуаций в электронных таблицах.
Урок - деловая игра. Проектирование на таких уроках, как правило, связано с изучением табличного процессора или СУБД MS Access.
Урок - виртуальная экскурсия В качестве проекта может быть «виртуальный музей», «экскурс в историю», «виртуальная экскурсия по городу» и т.п.
Урок-практикум. На уроках решаем задачи, моделирующие процессы или явления из других учебных предметов или из жизни.
Урок-защита проектов В форме защиты проекта удобно организовать повторение, особенно обобщающее повторение в конце учебного года.
Проектная деятельность во внеклассной работе. формирует у учащихся личностную компетентность, воспитывает значимые общечеловеческие ценности такие, как чувства ответственности и самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.
Учащийся, занимающийся проектно-исследовательской деятельностью, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях. А значит, у него формируются как предметные так и метапредметные (компетентностные) качества личности.
Специальная (предметная) компетентность формируется содержанием учебного предмета «информатики и ИКТ». Ключевые (надпредметные) компетентности формируются процессом обучения (формами, методами, технологиями обучении) и за счет реализации деятельностного подход к обучению, основанного на принципах технологии проектно-исследовательского обучения. Таким образом, в преподавании информатике и ИКТ на основе проектно-исследовательской технологии создаются условия для развития как предметных (специальных) компетентностей так и надпредметных (ключевых) компетентностей.
Результатами проектно-исследовательской деятельности являются различные буклеты,Web-страницы, презентации причем на различные темы с других предметов, создание графических изображений, используя различные графические редакторы, создание кроссвордов в приложении Excel, решение математических, физических, экономических задач используя офисные приложения, рефераты и статьи.
Например, после изучения темы “Электронные таблицы” учащиеся выполняют на уроках информатики служит средством, с помощью которого можно проверить знания не только того, кто его разгадывает, но и того, кто его создаёт. Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel.
Поставленные задачи реализуются на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности. Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для нас такими технологиями стали проектно-исследовательская технология, технология разно-уровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать следующие компетенции:
В нашей деятельности ведущая роль отводится проектно-исследовательской технологии. Предполагая что, если данную технологию применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
Сущность проектно-исследовательской технологии
Е.С.Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, <предполагающий> определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Проектно-исследовательская технология на уроках базового курса информатики - этот курс ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Содержание базового курса сочетает в себе следующие аспекты общеобразовательной значимости:
Однако при обучении информатике возникает целый ряд проблем:
Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как отмечалось ранее, на помощь может прийти использование метода проектов. Проектно-исследовательская деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Мы пошли по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Где взять необходимые для этого часы? Источников, на наш взгляд, два: интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Я организовала следующую систему. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу «Информатика».После этого приступаем к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Приведем один из примеров рекомендуемых для учащихся проектов.
Проект «Влияние компьютерных игр на здоровье школьников»
Название проекта выбрано не случайно. Мир игр является культурой для нынешнего поколения. Большинство домашних компьютеров используется не только для работы и обучения, но и для компьютерных игр разных жанров. Мы часто задавали такой вопрос: Сколько существует жанров компьютерных игр, и в какие игры играют больше всего в младшем и среднем звене? Нас заинтересовало, насколько полезны те или иные жанровые игры в младшем и среднем возрасте. Отсюда и возник данный проблемный вопрос: как направить компьютерные игры в нужное русло?
Тип проекта: практико-ориентированный.
Планируемый результат: проведение классных часов по данной теме, с целью ознакомления учащихся младшего и среднего звена с видами компьютерных игр и их полезностью.
Цель: изучение влияния компьютерных игр на здоровье учащихся.
Предметно содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.
Задачи исследования:
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретенных ими знаний.
Анализ уровня выполнения проектов позволяет сделать следующие выводы:
Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рас- считывать на ее успешность, на нашвзгляд, можнотогда, когда удаетсяпостроить работу на значимом дляуче- никовматериале. Исамым сложным становится именно процесспроявленияи уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Обычно нами используется введение общей содержательнойрамки при сохранении абсолютной свободы выбора внутри ее. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных зна- ний по различным предметам.
Литература
Длительность проекта: два урока
Ход проекта:
1. определение темы вопросов для кроссворда
2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами
3. создание макета кроссворда на бумаге
4. создание кроссворда на компьютере, оформление кроссворда
5. запись вопросов и ответов
6. представление результата работы
В ходе проекта учащиеся могут обратиться за помощью к своим товарищам.
Об эффективности использования проектно-исследовательской деятельности на уроках свидетельствует высокий уровень успеваемости обучающихся.
Мониторинг КУ за три года по информатике и ИКТ
Результаты ГИА по информатике у обучающихся, сдававших этот предмет по выбору всегда положительные, хотя процент выбравших этот предмет для сдачи экзамена невысок – 2-3%. Но в рамках реализации проекта «Темп» к 2017 году планируется увеличение количества обучающихся, которые будут сдавать информатику по выбору в ходе ГИА, в дальнейшем будут ориентироваться на выбор профессий и специальностей, связанных с данным предметом.
Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня облученности учащихся, уровня педагогического мастерства педагога.
Задачи:
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая,), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности МК преподавателей ООД и городского методических объединений учителей информатики и ИКТ, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
Планируемые результаты самореализации:
Содержание деятельности |
Сроки |
Форма результатов |
||
Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы |
||||
1. Изучение и анализ научно-методической литературы, подписка на газету «Информатика» издательского дома «Первое сентября» (электронный вариант) 2. Обзор информации в Интернете по информатике и ИКТ, педагогике, психологии. 3. Изучение новых программ, учебников, УМК по информатике и ИКТ, выяснение их особенностей и недостатков. 3.Совершенствование работы с педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. |
В течение Всего срока
В течение Всего срока В течение всего срока
Систематически |
Конспекты Памятки
Размещение ссылок на сайте-портфолио
|
||
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса |
||||
а) Научно-методическая работа |
||||
1. Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Разработка календарно-тематического планирования по информатике и ИКТ 3. Разработка конспектов уроков информатики и ИКТ. 4. Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для учащихся. 5. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов. 6. Разработка комплекта задач для проведения олимпиады
|
В течение Всего срока
Перед началом уч. года.
В течение Всего срока
В течение Всего срока
|
Рабочие программы и учебно-тематические планы
Дидактические материалы
|
||
Раздел 2. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
||||
1. Участие в конференциях, семинарах. 2. создание и Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов. 3. Разработка пакета учебных материалов в электронном виде (паспорта кабинета, комплекта тестовых заданий, УМК по информатике и др.) 4. Публикация статей в научно-педагогических и методических изданиях, в том числе в сети Интернет.
|
В течение Всего срока
В течение Всего срока
В течение Всего срока
|
Комплекты методико-дидактических электронных материалов Электронное портфолио достижений Свидетельства |
||
Раздел 3. Участие в системе методической работы |
||||
1. участие в работе МК техникума и города 2. Организация работы со студентами и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 3. Участие в работе сетевых сообществ портала "Сеть творческих учителей" (www.it-n.ru), сетевого сообщества ИнтерГУру (Интернет государства учителей), педагогического объединения «ИнтерНика», e-teaching.ru, zavuch.info, pedsovet.org. и др. 4.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения информатике и ИКТ. 5. Ведение мониторинга качества обученности по предмету |
В течение Всего срока
В течение Всего срока
|
Доклады, свидетельства
Дипломы, свидетельства
Публикация результатов сайте
мониторинг
|
||
Раздел 4. Обучение на курсах в системе повышения квалификации |
||||
|
2013-2014
|
свидетельство
|
||