ПРОЕКТ
Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от «» 2018 года
№
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»
Астана
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1 Преамбула…………………………………………………………… 3
2 Нормативное правовое обеспечение................................................................................ 4
воспитания в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру»..............................................................................................
Казахстане…………………………………………………………..
5 Современные концепции воспитания.............................................................................. 9
6 Цель, задачи и принципы воспитания………………..…………… 11
«Рухани жаңғыру».............................................................................
процесса.............................................................................................
воспитания…………………………………………………...……….
организациях образования в условиях реализации Программы
«Рухани жаңғыру»………….…..…………………………………….
11 Термины и определения…..………………….......................................................... 27
2
Концептуальные основы воспитания в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру» (далее – Концептуальные основы воспитания) – стратегический документ, разработанный в контексте кардинальных социально-экономических и политических изменений в жизни страны, определяющий приоритеты нового содержания воспитания на всех уровнях системы образования.
Республика Казахстан идет по пути прогрессивного развития, где ведущую позицию занимает модернизация общественного сознания. Современным обществом востребованы новые социально-психологические эталоны поведения граждан Казахстана с сохранением и высокой значимостью национальной идентичности, культурного контекста, модели саморазвития , самовоспитания и успешной творческой личности на основе высочайшего профессионализма, компетентности и воспитанности, повышения роли семейного потенциала.
Контент Концептуальных основ воспитания учитывает шесть
направлений модернизации общественного сознания:
конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания, определенных программной статьей Главы государства Н.А.Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру».
Концептуальные основы воспитания строятся на понимании и осознании того, что каждое направление воспитания охватывает основные направления модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру», современные концепции воспитания, мировые тенденции развития образования и воспитания (глобализацию, интернационализацию, интеграцию, компьютеризацию, цифровизацию, универсализацию и пр.), методологические основы и принципы воспитания.
Мировые факторы вызывают, в том числе, необходимость переориентации на мощный воспитательный культурообразующий потенциал национальных ценностей, усиления императивов духовно-нравственного наследия человечества.
Концептуальные основы воспитания фокусируются на актуализированном запросе государства по повышению ответственного и активного включения семьи и гражданского общества в совершенствование
3
процесса всего многообразия систем образования, особенно, дошкольного, общего среднего, профессионального и дополнительного образования, высокой продуктивности достижения воспитательных целей.
Концептуальные основы воспитания опираются на целевые установки, принципы и задачи поэтапного перехода школьного образования на его обновленное содержание, в основе которого лежит подготовка высоко нравственного, образованного, конкурентоспособного человеческого капитала, ориентированного на новый технологический уклад экономики для успешной адаптации в современном мире Четвертой промышленной революции. Именно в данном аспекте актуализированы новые образовательные принципы технологии, методики воспитания, обеспечивающие повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, более качественной и эффективной интеграции обучения и воспитания, обучающего и воспитательного пространства. Воспитание органично должно сочетаться с предметно-продуктивной деятельностью по формированию учебных, образовательных и информационных деятельностных компетенций.
Концептуальные основы воспитания включают цели и задачи; подходы
Нормативную базу Концептуальных основ воспитания составляют следующие стратегические документы Республики Казахстан:
4
Концептуальные основы воспитания учитывают Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о правах ребенка, Международную декларацию экономических, и культурных прав человека, рекомендации Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры по непрерывному образованию.
«Рухани жаңғыру»
Цель – реализация стратегии воспитания детей и молодежи в организациях образования Республики Казахстан в условиях реализации Программы «Рухани жаңғыру».
Задачи:
5
национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания;
Объект: целостный педагогический процесс организаций образования всех уровней системы образования страны.
Основные механизмы реализации: Концептуальные основы воспитания являются основанием для нормативно-правового, организационно-управленческого, информационного обеспечения воспитательного процесса, социального партнёрства.
Характерной особенностью современного состояния воспитания в организациях образования Казахстана является направленность на обновление его содержания с позиции социально востребованных ценностей, традиций, поведенческого опыта.
Большой вклад в обогащение процесса воспитания был сделан в ходе реализации программ «Мәдени мұра» - «Культурное наследие», «Халық тарих толқынында».
Усиление воспитательной работы с 2017 года неразрывно связано с выходом программной статьи Президента: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
6
Сохранение и приумножение нравственно-духовных и культурных ценностей подрастающего поколения осуществляется через проекты: «Туған жер», «Сакральная география Казахстана», «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «100 новых лиц Казахстана», «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», «Переход государственного языка на латиницу». Проекты поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику, «100 новых учебников на казахском языке» мотивируют обучающихся на эффективное и качественное овладение государственным языком.
Модернизация воспитательного пространства учитывает систему общечеловеческих ценностей Программы нравственно-духовного образования «Самопознание».
Национальная модель воспитания учитывает контекст четвертой промышленной революции, гарантом которой является человеческий капитал
Осуществляется активная работа по внедрению сетевых технологий в учебно-воспитательный процесс.
7
Социальный заказ государства на формирование творческой личности с активной жизненной и ответственной гражданской позицией, уважением к истории, культуре, обычаям и традициям своей большой и малой родины, ответственной за судьбу страны, находит отражение в ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.
Обеспечение масштабных преобразований в целостной системе воспитания осуществляется всем педагогическим штатом: администрацией организации образования, каждым педагогом, классными руководителями, вожатыми, социальными педагогами, педагогами-психологами, кураторами, педагогами дополнительного образования, координаторами и лидерами детских общественных объединений, методистами.
На сегодняшний день в Казахстане ведется значительная работа по совершенствованию системы воспитания детей и молодежи, воспитание определено как приоритетное направление.
Вместе с тем, требуют решения ряд актуальных проблем:
8
Снижение здоровья учащихся (80-85%) в обозначенных аспектах свидетельствует об имеющемся кризисе в системе воспитания учащейся молодежи Казахстана, которое не может не отразиться в ближайшем будущем на здоровье нации; ее интеллектуальном потенциале, конкурентоспособности, национальной безопасности страны в целом.
Основными причинами снижения здоровья учащихся являются большая учебная и информационная нагрузка учащихся, психологическое давление учителя на учащихся , не владение учителями здоровьесберегающими технологиями, низкий уровень психолого-педагогической подготовки учителей в целом.
Нужна новая практика воспитания , преодолевающая недостатки, которые долгие годы закреплялись в школе.
Перед системой образования должны быть поставлены новые задачи: осуществлять целенаправленное воспитание, которое представляет собой управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности в контексте основных направлений модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру».
– основное направление обновления содержания воспитания. Он предусматривает создание фундамента самоуважения и общественного авторитета личности. Выпускник развивающей школы должен быть развит сам, готов к жизни в развивающемся обществе и уметь развивать общество.
Сегодня должно стать аксиомой - путь в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, путь к Обществу Всеобщего Труда, путь к совершенно иному качеству жизни возможен только через духовно-нравственное возрождение нации, модернизацию общественного сознания современной молодежи, гуманизацию учебно-воспитательного процесса организаций образования.
Существуют следующие зарубежные и отечественные концепции воспитания, которые должны стать практическим руководством в реализации Концептуальных основ воспитания.
Гуманистическая система воспитания. Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.
Концепция системного построения процесса воспитания. Основная идея концепции: выявление и совершенствование всех сущностных сил человека (личность есть творец самого себя, своих обстоятельств). Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности (Человек Семья, Общество, Труд, Знания, Культура. Отечество, Земля. Мир), которые
9
должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
Концепция системно-ролевой теории формирования личности ребенка. Основная идея концепции: формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Социальные ценности, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Их наследование невозможно без проявления человеком собственной активности в определенной социальной роли и педагогического обеспечения успешного протекания этого процесса.
Концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка. Основная идея концепции: воспитание есть педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий дня развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Концепция формирование образа жизни, достойной Человека. «Образ жизни, достойной Человека» — это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением к истине, добру и красоте. Основные позиции концепции: воспитание есть целенаправленное , организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, направленное на развитие у него способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Концепция воспитания ребенка как человека культуры. Основная идея концепции: воспитание культурно-воспитательного идеала. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры — основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ представляется как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты.
Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития Ведущая идея: школы и их педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию, крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации. Таким процессом должна стать педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой понимается превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
Концепция самовоспитания школьников. Основная идея концепции: главную роль в становлении личности человека, играют процессы саморазвития. Основное предназначение внешних воздействий на школьника
10
(в том числе и воспитательных) и процесс его развития заключается в том, чтобы вывести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.
Концепция воспитания на основе потребностей человека. Основной акцент концепции: опора на внутренние механизмы самоизменения человека.
Воспитание есть деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности; 2) быть здоровым; 3)
Концепция развития национального самосознания учащейся молодежи. Основной акцент концепции: развитие национального самосознания учащейся молодежи Казахстана, как многонационального государства, должно осуществляться в этнической (этническое, этнокультурное воспитание), гражданской (поликультурное, гражданское воспитание) и общенациональной идентификации (интеллектуальное воспитание), ориентирующей на развитие интеллектуальной и конкурентоспособной нации.
Концептуальные основы воспитания, являясь ориентиром в определении целей и задач воспитания детей и молодежи Республики Казахстан, рассматривают цели и задачи, поставленные сегодня перед всей системой образования в Законе РК «Об образовании», что является необходимым условием для сохранения преемственности воспитания учащейся молодежи на всех уровнях образования.
Основным условием обновления целей, задач (содержания) воспитания является учет стратегических индикаторов модернизации общественного сознания, обозначенных в Программной статье Главы Государства «Рухани жаңғыру»: конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное , а не революционное развитие, открытость сознания, как качеств достойных человека XXI века.
Цель воспитания: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство , конкурентоспособность, прагматизм, национальную идентичность, культ знания , эволюционность и открытось сознания, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей, строить свою жизнь достойную Человека XXI века.
Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на цель, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
Задачи:
11
) формирование потребности участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
детей;
целесообразно использование следующих принципов: принцип природосообразности, принцип гуманизации, принцип непрерывности, принцип культуросообразности, принцип этничности, принцип воспитания в деятельности и через деятельность, принцип субъектности, принцип
персонализации педагогического взаимодействия, принцип
12
полисубъектности, принцип диалогичности, принцип активности, принцип уважения личности в сочетании с высокой требовательностью, принцип обеспечения успеха в деятельности, принцип опоры на положительное, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принцип воспитания в коллективе и через коллектив, принцип единства воспитательных воздействий , принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой , принцип эстетизации детской жизни, принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, принцип общечеловеческих ценностей утверждающий, что воспитание должно основываться на духовно-нравственных традициях и нормах национальной и мировой культуры.
Казахстанский патриотизм. Формирование данного качества должно ассоциироваться у учащихся со способностью любить родину, гордиться ее успехами и достижениями, великими именами выдающихся исторических деятелей, быть преданным своему аулу, городу, краю, его культуре, обычаям, традициям, уважать историю страны, трудиться для ее процветания и благополучия, выполнять конституционные обязанности, быть социально ответственным членом общества.
Конкурентоспособность. Это качество у учащихся должно проявляться
Прагматизм. Воспитание прагматизма как качества личности должно ассоциироваться у учащихся с готовностью, способностью и умением: жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни; управлять своей жизнью насколько это возможно; выстраивать свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов; планировать свое время; получать результаты в ходе практической деятельности (цель должна иметь намеченный конкретный, устойчивый результат).
Национальная идентичность. Становление национальной идентичности связано с готовностью учащихся к активному изучению
13
истории, обычаев и традиций казахского народа, казахского языка как государственного, как культурного кода нации («Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация»), как базового элемента национального самосознания, как стержня духовного единения и преемственности всего единого народа Казахстана, всех поколений казахстанцев («Казахстан – наш общий дом»); способностью и готовностью всех казахстанцев уважительно относиться к языку, истории, традициям, обычаям, национальной культуре всех народов и народностей, находящихся в совместном проживании на основе толерантности и гуманизма; способностью и готовностью к межэтническому, межконфессиональному и межкультурному диалогу, с целью поиска различных культурных смыслов; способностью и потребностью следовать основополагающим общечеловеческим ценностям (жизнь, свобода, мир, совесть, вера, любовь, счастье, здоровье), способствующим сохранению мира, покоя и ненасилия на казахстанской земле.
Культ знаний. Развитие данной потребности у учащихся должно ассоциироваться со способностью и готовностью к духовному самосовершенствованию (приоритет образования , культуры познания), в основе которого лежит глубокое осознание, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия.
Эволюционность и открытость сознания. Развитие данных качеств у учащихся должно ассоциироваться готовностью к переменам, которые несет новый технологический уклад; идти в ногу с прогрессом, улавливать его основные направления, всемерно их поддерживать; воспринимая лучшие достижения перенимать передовой опыт других государств; вести диалог с другими, учиться у других; расширять «поле» своего «жизненного мира» и формы приложения своих творческих сил.
Здоровый образ жизни – для каждого казахстанца здоровье - высшая ценность. Он обязательно взаимосвязан с занятиями спортом, здоровым питанием, ассоциируется с отказом от вредных для здоровья привычек, культивированием положительных эмоций, позитивного отношения к миру, увеличением двигательной деятельности.
Формирование именно этих свойств и качеств, как качеств, достойных человека XXI не только определяет сущность обновленного содержания воспитания в организациях образования Республики Казахстан, к которым следует отнести: гражданско-патриотическое, духовно -нравственное, трудовое, эстетическое, интеллектуальное (умственное), физическое, правовое, поликультурное и национальное воспитание; но и будет способствовать реализации приоритетных направлений, отмеченных главой государства Н.А. Назарбаевым в «Стратегии Казахстан - 2050», которые должны быть взяты на вооружение при построении Сильного и Мощного Государства КАЗАХСТАН: 1) Воспитание нового казахстанского патриотизма. Новый казахстанский патриотизм – это то, что должно объединять все общество, вне этнических различий; 2) Равенство прав граждан всех этносов.
14
Все мы являемся казахстанцами, имеющими равные права и равные возможности. Мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой; 3) Развитие казахского языка и триединство языков. Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации. Казахский язык – это наш духовный стержень, и его необходимо активно развивать, используя во всех сферах; 4) Возрождение культуры, традиции и самобытности. Традиции и культура – это генетический код нации; 5) Поднятие роли национальной интеллигенции (учителя – это авангард национальной интеллигенции). Интеллигенция должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства; 6) Укрепление светского характера государства – это важное условие успешного развития Казахстана.
Концептуальные основы опираются на следующие методологические подходы (принципы):
Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении целостного педагогического процесса.
Личностно-ориентированный подход - опора на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, поддержка процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития его индивидуальности. Личностно-ориентированный подход направлен на становление учащегося как активного субъекта, реализующего в учебном процессе свой способ жизнедеятельности и свою личностную сущность.
Деятельностный подход – требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, с тем, чтобы педагог обучал воспитанников целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Эффективность той или иной деятельности зависит от степени самостоятельности, творческой активности личности, ее интересов, потребности и готовности к самоизменению.
Системно-целостный подход. Системность и целостность, означает, что «личность существует и проявляет себя для других как целостный феномен, в каждом отдельном акте поведения она разом и вкупе выстраивает систему личностных отношений к миру (к обществу, другим людям, к себе) Целостность личности как социально-психологического феномена предписывает целостность воспитательных влияний в целостном педагогическом процессе и соподчиненность всех его субъектов (учитель, учащиеся, родители).
15
Синергетический подход позволяет рассматривать воспитание как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях , а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний: закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных.
Гуманистический подход (Принцип гуманистической направленности) – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному
Культурологический подход. Культурологический подход означает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.
Аксиологический подход. Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций, где личность выступает высшей ценностью человечества. Аксиологический подход утверждает, что воспитание должно основываться на духовно-нравственных традициях и нормах национальной и мировой культуры.
Этнопедагогический подход предполагает наполнение воспитания национальным содержанием, направленным на формирование национального этнического самосознания, создание условий для всех граждан учиться и общаться на родном языке, изучать традиции, обычаи, обряды своего народа.
Этнокультурный подход следует рассматривать как воспитание национального в личности обучающегося (через изучение и освоение истории, языка, культуры, обычаев и традиций своего народа, как необходимого условия этнической социализации) в тесном сочетании с пробуждением интереса к культурам других народов и их представителям; освоения общечеловеческих ценностей, развития умений и навыков в установлении связей с людьми другой национальной принадлежности.
Полиэтнический, поликультурный подход. Целью данного подхода является: - привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных (без оглядки на этнос) отношений, овладение мировым культурным наследием и иностранными языками, развитие поликультурного образования и межэтнической толерантности; - воспитание человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований; - развитие межэтнической толерантности (моральное качество личности), характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам, выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования
16
разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения».
Каждое направление осуществляется с учетом всех основных направлений модернизации общественного сознания программы «Рухани жаңғыру».
Воспитание нового казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание.
Цель: формирование патриота и гражданина с рациональным и эмоциональным отношением к родине, потребностью к усвоению и соблюдению законов государства и общества, противостоящего политической, правовой и антикоррупционной беззаконности, готового противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
Обеспечивается через: переформатирование молодежного движения с акцентом на формирование конкурентоспособной, ответственной Личности Единой Нации; воспитание гражданской сознательности через активное проявление в различных сферах жизни общества; поддержка лидерства через поддержку детских инициатив; укрепление гражданской активности и чувства ответственности за судьбу малой родины.
Критерии оценивания: проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к: Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии; Конституции
Механизмы реализации:
17
проведение уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности
Ключевые события: 1) «Всадническая культура». Туристско-краеведческие маршруты и соревнования, музеи; 3) «Отан қорғаушы». Создание военно-патриотических клубов; 2) «Алау». Проведение мероприятий патриотического и военно-патриотического направлений; 4) «Белсенді жаз». Организация военно-спортивных профильных патриотических смен в детских и молодежных лагерях и профильных сменах
Духовно-нравственное воспитание.
Цель: формирование глубокого понимания ценностных основ «Рухани жаңғыру» о возрождении духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
18
Обеспечивается через: пропаганду духовных ценностей; популяризацию казахстанской культуры; приобщение обучающихся к чтению как инструменту духовного и интеллектуального развития; приобщение молодежи к изучению современных популярных идей, трендов в мировой экономической и социальной мысли.
Критерии оценивания: проявление нравственного отношения к общепринятым нормам морали и этики; собственному достоинству, чести и долгу; внутренней свободе и принятию нравственного решения; культуре, традициям, обычаям своего и других народов; религиозным ценностям; единству мыслей, слов и дел; совершенствованию своего характера; поступкам, одобренных внутренним голосом совести; единству различных культур и верований; бескорыстному служению людям; своему долгу перед родителями, родиной, обществом.
Механизмы реализации:
Ключевые события: 1) Во внеурочное время проведение тематических классных часов, лекций, бесед, докладов по нравственной тематике, конференций по произведениям писателей, затрагивающим нравственную тематику, литературные дискуссии; 2) Проведение акций милосердия; 3) Работа волонтерских отрядов; 4) Посещение театров, музеев; 5) Краеведческие мероприятия в системе историко-археологического движения при школах и краеведческих музеях.
19
Национальное воспитание.
Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
Обеспечивается через: развитие детско-юношеского туризма, исследовательской и краеведческой деятельности; формирование активной гражданской позиции через знание истории и традиций казахского народа; формирование конкурентоспособной личности через развитие технического творчества с применением передовых высокотехнологичных методик и цифровых технологий; передачу социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей; воспитание всесторонне и гармонично развитой личности в духе казахстанского патриотизма.
Критерии оценивания: владение родным и государственным языками; проявление чувства гордости и ответственности по отношению к этническому самосознанию, этнической идентичности, культурному наследию своего народа, обычаям и традициям казахского и своего народа; этнокультуре Казахстана; другим культурам этносов Казахстана; межэтническому миру и согласию.
Механизмы реализации:
земле)
Ключевые события: 1) «Туған өлке тарихы». Введение в организациях образования факультативов, спецкурсов, кружков с экскурсиями по музеям, культурно-историческим местам края; 2) «Ұлы дала тұлғалары». Интеллектуальные мероприятия на знание истории родного края, знаменательных событий, известных личностей; 3) «Мақтанышым – Астанам». Организация поездок победителей олимпиад, конкурсов, соревнований в Астану; 4) «Туған өлке соқпақтары». Туристско-
20
краеведческие маршруты и соревнования; 5) «Менің Отаным – Қазақстан». Ежегодные региональные, республиканские слеты и форумы юных краеведов, туристов и экологов; 6) «Алтын адам». Занятия в музеях; 7) «Қайнар бұлақ». Детские и молодежные движения; 8) «Отбасымен бірге». Родительское движение; 9) «Реликвия». Проведение благотворительных акций по добровольной передаче в музеи исторических документов, семейных реликвий, предметов материальной культуры, картин и других экспонатов; 10) Производство и размещение социальных имиджевых видеороликов о роли краеведения и детско-юношеского туризма; 11) «Бабалар мұрасы». Республиканские выставки декоративно-прикладного творчества; 12) Внеклассные мероприятия: «Пространство и время национальной истории», экскурсионные (заочные, o н-лайн) программы с посещением культурного наследия «Ботай», «Древняя металлургия Великой степи и современные открытия»; 13) Изучение образов великих мыслителей, поэтов и правителей Великой степи, таких как аль-Фараби, Яссауи, Кюль-Тегин, Бейбарс, Тауке, Абылай, Кенесары, Абай в современной литературе, музыке, театре и изобразительном искусстве.
Семейное воспитание.
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.
Обеспечивается через: всемерную поддержку Чтения как важнейшего элемента культуры и инструмента повышения интеллектуального потенциала, конкурентоспособности нации, творческой и социальной активности молодежи; организацию специальных мест по обмену книгами в организациях образования – буккросингов; организацию совместной деятельности учащихся и взрослых (библиотекарь, учитель, родители и учащиеся) на основе общего интереса к книге, к фольклорной традиции (сказки, легенды, былины, предания, эпосы).
Критерии оценивания: проявление уважительного, бережного отношения к этносоциальным ролям; своей семье и продолжению рода; ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.
Механизмы реализации:
1. Попечительские советы и родительские комитеты организаций образования; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание» обучение родителей, проведение бесед с молодежью о культуре поведения юношей и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников и студентов вузов; участие родителей в жизни организаций образования; клубы отцов, бабушек; советы старейшин; психолого-педагогический всеобуч родителей через государственный заказ; сотрудничество с неправительственными
21
организациями; восстановление работы дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали , конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года»; книжные выставки и публичный обзор книжной продукции; конкурсы «Читающая школа», «Читающий колледж», «Читающий ВУЗ».
Ключевые события: 1. «Буккроссинг». Организация специальных мест по обмену книгами; 2. «Қадірлі сыйлық». Организация благотворительной акции по добровольной передаче книг библиотекам; 3. «Кітапхана - білім ордасы». Организация встреч обучающихся с работниками библиотек, литературных вечеров в студенческих домах и центрах досуга студентов. 4. Книги для семейнего чтения, альбомы, буклеты, кино-видео материалы и т.д.
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание.
Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.
Обеспечивается через: профориентационную поддержку и осознание обучающимся своей индивидуальности и личностных ресурсов в процессе выбора будущей профессии; развитие внутреннего творческого потенциала и личностных возможностей обучающихся, через художественное и декоративно-прикладное искусство; изучение казахстанской флоры «Казахстан-родина яблок и тюльпанов»; совершенствование, изучение экопроблем и популяризацию использования альтернативной энергии.
Критерии оценивания: проявление ответственного отношения к освоению профессиональных знаний и производительному труду; ответственного отношения к выбору профессии; достижению цели в трудовой деятельности; позитивного отношения к государственной политике
Механизмы реализации:
22
образование, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов. Реализация проектов «Планирование жизни и карьеры», «Профессиональные пробы». Укрепление материально-технической базы предмета «Технология», учебных мастерских
Ключевые события: 1) «Бір апта ауылда». Проект для обучающихся, проживающих в городах; «Бір апта қалада». 2) Проект для обучающихся, проживающих в сельской местности; «Мерей». Мастер-классы успешных в профессии граждан для учеников старших классов городских и сельских школ; 3) «Шеберлер қалашығы». Республиканский фестиваль мастеров ремесленного дела; 4) «Нәтиже». Мониторинг результативности процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, опросы;
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся.
Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание.
Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов
23
Обеспечивается через: сохранение и популяризацию национальных традиций и обычаев, языка и музыки, литературы; освоение и понимание социально-гуманитарных ценностей, основанных на модернизации общественного сознания и ориентирование на них в своей деятельности.
Критерии оценивания: проявление уважительного отношения к толерантности и глобальному мышлению; поликультурности и полиязычию; знанию государственного, русского, английского и других языков; межкультурному взаимодействию; к разнообразию культур; нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры; эстетическим идеалам, художественным ценностям; творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.
Механизмы реализации:
1. Занятия, интеграция программы НДО «Самопознание» в выявлении единства общечеловеческих ценностей во всех культурах, развитие умения молодёжи видеть единство в многообразии культур и народов. Кружки, литературные клубы; экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места; мероприятия: творческие вечера, выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства; сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.
2. Шорт- листы по жанровым направлениям «Литература», «Театр, кино и хореография», «Классическая и традиционная музыка» и «Изобразительное искусство», «Рукоделие». Изучение и продвижение наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т.д. Изучение лучших образцов устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие
– сказки, легенды, былины, предания, эпосы. Постоянно действующие тематические книжные выставки.
Ключевые события: 1. «Искусство звериного стиля» (кружки, музеи и клубы). 2. «Колыбель тюркского мира». 3. Благотворительные акции по добровольной передаче в школьные музеи, библиотеки исторических документов, семейных реликвий, предметов культуры, картин и других экспонатов, книг из серии «100 книг» и т.д.
24
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры.
Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.
Осуществляется с учетом всех основных направлений модернизации общественного сознания программы «Рухани жаңғыру».
Обеспечивается через: развитие компетенций и навыков для цифровой экономики; повышение социальной активности, интерактивного взаимодействия через цифровые модели OnlineLab, Online Driver Model и др.
Критерии оценивания: новые навыки, требующие гибкости, открытости к обучению на протяжении всей жизни; самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией; развитию способности мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию; овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям; развитию навыков ведения дискуссии; созидательной деятельности; работе в команде, укреплению корпоративного духа; критическому отбору источников информации; включенности в Интернет-сообщество; противостоянию девиантному поведению в Интернете; формированию Интернет-грамотности, цифровой и функциональной грамотности ; этическим нормам в информационной деятельности; формированию высокой информационной культуры.
Механизмы реализации:
25
техническим направлениям. Включение в программы дополнительного образования детей SMART- и STEM-элементов, направленных на развитие новых методик, цифровых технологий, научных инноваций, математического моделирования.
Ключевые события: 1. Научно-исследовательские проекты в сфере ИКТ. 2. Работа с электронными каталогами в библиотечной системе. 3. Освоение краеведческих, социальных проектов и др. в онлайн и офлайн режимах. 4. Занятия в кружках и клубах по освоению ІТ-технологий, языков программирования, робототехники. 5. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в разработке аудио и видеоматериалов воспитательных и других мероприятий.
Физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
Обеспечивается через: создание практико-ориентированной воспитывающей среды организации образования; накопление индивидуального опыта преобразования знаний в действие с извлечением конкретной пользы; формирование жизненных навыков, воспитание интереса
Критерии оценивания: проявление желания и готовности к скринингу состояния здоровья; социальным установкам и духовным потребностям; овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям; рациональному использованию природных задатков; сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению; стрессоустойчивости к новым жизненным ситуациям; обеспечению безопасности и жизнедеятельности; созданию здоровьесберегающей среды.
Механизмы реализации:
26
образа жизни среди обучающихся, в том числе формирование культуры питания. Развитие школьных и студенческих лиг по массовым видам спорта.
Ключевые события: 1. Трансляция положительного опыта работы кружков, секций, клубов, внедрения проектов для популяризации здорового образа жизни, систем оздоровления. 2. Мероприятия разного формата по реализации программ по профилактике предотвращения употребления наркотических и других вредных веществ, пожарной безопасности, ПДД, технике безопасности, профилактике суицида.
жаңғыру»
Реализация Концептуальных основ воспитания юных казахстанцев по Программе «Рухани жаңғыру» должны обеспечить:
воспитание всесторонне развитой личности, достойного гражданина Республики Казахстан, формирование потребности в гражданском и духовном служении своей Родине, развитие ее материальной и духовной культуры;
повышение роли и ответственности детского и молодёжного гражданского общества, общественного движения юных казахстанцев в жизни общества и государства в соответствии с Конвенцией о правах ребенка
и действующим законодательством РК по защите прав и законных интересов детей;
формирование патриотического сознания и самосознания детей и молодежи, воспитание уважения к Конституции Республики Казахстан, государственной символике, формирование правовой культуры, осознанного отношения к своим правам и обязанностям;
освоение национальной культуры и воспитание бережного отношения
повышение уровня подготовки и ответственности родителей за воспитание детей, по социально-экономической и психологической защите ребенка, развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив;
усиление воспитательного компонента процесса обучения, приоритетное развитие воспитания в содержании образования;
создание условий для формирования навыков 21 века: умственного, эмоционального, социального развития детей и молодежи, раскрытия лидерских качеств и самореализации каждой личности;
27
формирование способности к экономическому мышлению, умение овладевать новыми методами и приемами труда, воспитание экологической культуры, гармонии отношений с природой;
усиление роли системы общего и дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения, повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры и здравоохранения;
повышение качества научных исследований актуальных проблем воспитания детей и молодежи;
повышение уровня безопасности детей в интернете.
Таким образом, общий вектор Концептуальных основ воспитания направлен на формирование человека гармоничного , всесторонне развитого, обладающего развитыми духовно-нравственными качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Всемирный экономический форум - швейцарская неправительственная организация, наиболее известная организацией ежегодных встреч в Давосе. На встречи приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, видные мыслители и журналисты. Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и охрану окружающей среды. В рейтинге ВЭФ «Исследование расхождений в навыках 21 века».
Детские и молодёжные инициативы – Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. // Руководящая роль в каких- либо действиях. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
Детское (молодёжное) общественное движение, формирование, объединение, организация - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации.
Детское гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства детских и молодежных общественных организаций.
Конкурентоспособность – «…это не только материальный продукт, но
Культ знания – главная ценность в системе ценностей, основанная на всеобщем стремлении к образованию, в условиях технологической
революцииспособствующаявысокообразованномучеловеку
28
«…относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования…»
Месседж - «message [`meisidз] 1. сущ. сообщение, донесение; извещение, письмо; задание, миссия; 2. гл. посылать сообщение, донесение; сигнализировать». Главное в месседже – это передача задуманной информации в неискаженном виде, где сохранен смысл. Слово месседж чаще всего употребляется в двух значениях: 1. сообщение; 2. послание, главенствующая идея, внутренний посыл. В переносных значениях лексема месседж вступает в синонимические отношения со словами посыл, идея, подтекст и подобными.
Модернизация сознания – концентрация и изменение себя через адаптацию к меняющимся условиям, отбор лучшего из того, что несет в себе новая эпоха с учетом и сохранением своей культуры и национального кода.
Общественное сознание - это совокупность общественных идей, знаний, целей , ценностей и т.п ., выраженная в естественном или искусственных языках, или объектах культуры.
Формы общественного сознания действуют как на обыденно-практическом, так и теоретическом уровнях общественного сознания.
Открытость сознания – «… означает…понимание того, что творится
Прагматизм – «означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее…
Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении»
Сохранение национальной идентичности в контексте духовной модернизации - это изменения в национальном сознании («… ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом…»), сохранение внутреннего ядра национального «Я» («…Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды , –одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами…»
Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана – «…как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном,
29
индивидуальном уровне для каждого казахстанца…, важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего… серьезное переосмысление того, что происходит в мире, …это часть огромной мировоззренческой , идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования»
30