«Ақмола облысы білім басқармасының Ақкөл ауданы бойынша
білім бөлімінің Ақкөл қаласы, Кеңес Одағының Батыры
Петр Михайлович Исаков атындағы № 1 жалпы білім беретін мектебі» КММ
КГУ «Общеобразовательная школа № 1 имени Петра Михайловича Исакова,
Героя Советского Союза, города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»
Научно- исследовательская деятельность в начальной школе
Карбаева Наталья Николаевна
учитель начального обучения
КГУ «Общеобразовательная школа №1 им. П. Исаков
г. Акколь Аккольский район.2022г.
Содержание
1.Сведения об авторе
2. Тема опыта
3.Условия формирования опыта
4.Актуальность опыта
5.Теоретическое обоснование опыта
6. Ведущая педагогическая идея опыта
7.Технология опыта
8.Приложения
Сведения об авторе
Карбаева Наталья Николаевна
Место работы: КГУ «Общеобразовательная школа №1 имени П.М.Исакова», Героя Советского Союза, города Акколь отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»
Педагогический стаж: 16 лет
Категория: 1 категория - эксперт
Преподаваемые предметы: начальные классы
Специальность: учитель начальных классов
Контактный телефон: 87712565332
Электронный адрес: karbaeva.natalia@mail.ru
Тема обобщения: Научно-исследовательская деятельность в начальной школе
Научно-исследовательская деятельность в начальной школе
«Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию»
Фредерик Ж.
Актуальность опыта. Глубина современного образовательного содержания создает условия для систематического изучения детьми мира, понимания логики происходящих вокруг них явлений, определения и понимания их взаимосвязей, открытия для себя нового, необычного и очень интересного. Знакомство с новым знанием, описание его отдельных аспектов развивает интерес и познавательную активность; необходимость выявления интересной для него задачи, выбора путей ее решения и создания алгоритма, умение критически оценивать результаты - развивается в стиле научного мышления; коллективные действия развивают навыки работы в команде. Все это обеспечивает принципиально новый, высокий уровень развития ребенка и предоставляет широкие возможности в выборе жизненного пути и определении соответствующего.
В Законе Республики Казахстан «Об образовании» говорится: «Основной задачей системы образования является создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности».В связи с этим необходимо отдавать приоритет творческим поискам исследовательских знаний, первоэлементов алгоритмов научного поиска при усвоении содержания всех предметов учащимися начальной школы.
В младших классах научная практика начинается с изучения разных аспектов новых понятий на ежедневных уроках. Формирование научных понятий у учащихся начальной школы – сложный процесс. Это связано с тем, что деятельность по изучению нового понятия, понимания в начальной школе предполагает абстрагирование, идеализацию, индуктивное обобщение, мысленное построение, предсказание и т. д. на основе взаимосвязанных логических и методических процедур.
На сегодняшний день учебно-интересные задания активно используются на занятиях для развития исследовательских навыков. Занятие исследованием развивает личностно-творческие способности школьника и исследовательские, мыслительные навыки, школьник открывает для себя «инновации». Исследовательская деятельность развивает ребенка и выражается через творчество. По мнению психологов, формирование исследовательских навыков очень важно для саморазвития и развития личности. Неразвитость у школьника исследовательских умений приводит к неспособности человека преодолеть какую-либо трудность, к беспомощности в решении проблемы. Если способности учащегося не выражены или не развиты, это приведет к тому, что его/ее обучение будет ниже его/ее потенциала.
В настоящее время в нашей республике создана новая система образования, есть стремление выйти на мировое образовательное пространство. Это связано со значительными изменениями в теории педагогики и образовательного процесса: изменилась парадигма образования, обновилось содержание образования, появились новые отношения. По этой причине, если говорить о том, что перед каждым учителем стоит задача сформировать новый процесс обучения учащегося, то одной из задач является повышение стремления учащегося к самостоятельному обучению, развитие его исследовательских способностей с помощью различных методов. Через исследовательскую работу определить мыслительные способности учащихся и создать эффективные условия для их развития. Адаптация детей к научно-исследовательской работе является не только основой углубленных знаний, но и залогом развития мыслительных способностей школьника. Высокие познавательные способности, стремление постичь тайны жизни исходят с раннего возраста ребенка. Поэтому прививать любознательность следует начинать с начальной школы. Поэтому в школе нужно помочь учащимся раскрыть свои способности, вовлекая их в научно-исследовательскую работу, осуществить свою мечту в соответствии с научно-техническими достижениями, найти свой путь в науке.
Таким образом, чтобы научить ребенка мыслить и сформировать исследовательскую культуру, исследовательское образование следует начинать с начальной школы. Причина в том, что начальная школа является важным и уникальным периодом интенсивного развития психики ребенка. В начальной школе ребенок не только получает конкретное образование, но и учится общему развитию, речи, чтению, формированию правильного отношения к окружающему, объективному наблюдению за ситуациями, правильной постановке игр, умению сравнивать, речи.
Актуальность темы обусловлена противоречиями. На сегодняшний день написаны достаточно большое количество работ, на основе которых педагоги стремятся организовать исследовательскую деятельность в учебной деятельности школьников. Однако данные работы посвящены организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников и учащихся средней школы, а теория и аналогичная практика, относящиеся к начальной школе, освещены недостаточно. Поскольку исследовательская деятельность очень сложна, она изучается в подавляющем большинстве случаев, связанных с подростками. Считается, что младшие школьники к этому не готовы. В то же время отечественная психология имеет богатый опыт изучения и формирования познавательной и исследовательской деятельности детей. Однако в педагогике проблема организации научно-исследовательской деятельности младших школьников разработана слабо.
Анализ научно-педагогических работ и литературы показал, что существуют противоречия между требованиями современной педагогической практики, которая ставит на первое место формирование исследовательской компетентности учащихся начальных классов в соответствии с запросами современного общества между необходимостью формирования исследовательской компетентности младших школьников в рамках действующей системы образования и недостаточной научно обоснованной специальной методической системой и практическими связями для достижения этой цели и решения необходимых задач.
Существует множество способов развития творческих и исследовательских потребностей ребенка. Одним из наиболее эффективных способов развития исследовательской потребности ребенка является его собственная исследовательская деятельность. Навыки творческого поиска и самопознания действительности легко усваиваются в детстве и становятся прочной основой для успешного освоения всех видов деятельности в дальнейшем. Дети младшего школьного возраста при благоприятных условиях развития сохраняют естественную исследовательскую потребность и с большим интересом активно участвуют в различных научно-исследовательских мероприятиях. Вторым путем к успеху в развитии исследовательских потребностей и способностей детей является планомерная организаторская работа, которая стремится избежать авторитарного стиля обучения, но в то же время обеспечивает тщательно продуманную, рациональную координацию. Для этого преподавателю необходимо:
- владеть всем арсеналом исследований, методов исследования, уметь организовать собственную исследовательскую работу школьников;
- уметь организовать и вести дискуссию, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учащихся своим авторитетом;
- установление и поддержка делового, эмоционального настроя в исследовательских группах, направленность школьников на поиск решения проблемы;
- уметь интегрировать и обучать детей содержанию различных предметов для решения выбранных задач.
Учитывая все вышеперечисленное, необходимо отметить о важности исследования вопроса формирования и развития научно-исследовательской деятельности в начальной школе преодолевая возникающие проблемы в свете современных требований образовательной системы.
5.Теоретическое обоснование опыта
Важным заданием современного образования является формирование у школьника любознательности, приобретение им исследовательских умений и знаний. Понятие «исследование» сформулировано в большой советской энциклопедии «Это процесс приобретения новых знаний и один из видов познавательной деятельности». Таким образом, методы исследования можно отнести к следующей группе: теоретические методы - выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы; методы предсказания и работы - анализ, фильтрация, сравнение, абстрагирование и уточнение; эмпирические методы: исследование познавательной деятельности, мониторинг, наблюдение, анкетирование, тестирование. Время проведения исследования состоит из двух этапов: теоретического этапа - анализа и систематизации литературы, совершенствования интуитивного аппарата, создания логической структуры теоретической части исследования и эмпирического этапа - практической - экспериментальной работы. В нижепредставленном рисунке можно увидеть основные аспекты практической и теоретической части научно исследовательсвкой деятельности младшего школьника:
Рисунок 1. Аспекты практической и теоретической части научно исследовательсвкой деятельности младшего школьника
Для того чтобы деятельность школьника была исследовательской, необходимо определить проблему и тему исследования, поставить конкретные цели. Школьники должны освоить методы, формы и принципы научного исследования. Педагогические методы исследования – это методы, которые педагог использует для своей помощи в процессе воспитания, обучения, воспитания, развития, формирования личности. Есть много способов накапливания знаний. Среди них отметим традиционные (эмпирические) и новые (экспериментальные, теоретические).
Проблемы учебной активности на основе формирования и развития творческой и исследовательской деятельности рассмотрены в трудах ученых как И.В. По Носаева, А.С. Амирова, У.Б. Жексенбаева, С.С. Измуханбетова, А.Е. Абылкасымова, Ш. Таубаева, М.А. Утешова, З.А. Исаева, С.С. Измуханбетова, М.Б. Аманбаева, Н.Т. Сартаева, Ұ.Б. Ахатаева, А.Н. Савенков, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, И. Исаев, Ж.В. Рассказова, К.С. Құдайбергенова, А.М. Муханбетжанова, Г.Ж. Менлибекова, и др.
Известно, что одной из основных категорий в формировании исследовательской культуры является «научная деятельность». В этом контексте в фундаментальной исследовательской работе С.С. Измуханбетовой анализируется организация научно-исследовательской деятельности школьников. Ученый представляет иерархическую структуру исследовательской деятельности учащихся начальной школы.
Рисунок 2. Иерархическая структура исследовательской деятельности
Каждый из пяти различных видов деятельности при структурировании исследовательской деятельности по С.С. Измуханбетовой имеет свои функции. Давайте рассмотрим их по отдельности. Здесь необходимо выделить новые концепции в организации познавательно-исследовательской деятельности школьника, а также активизировать коммуникативные межличностные отношения, направить культурные отношения на исследовательскую работу, следующим организационным этапом является умение школьников использовать исследовательские возможности в класса и вне класса, еще один этап - построение создающих позиций, умеющих мысленно прогнозировать новую информацию в различных аспектах и т. д., последний этап проектирования - выбор темы, подбор необходимого содержания и информации и т. д..
В современных психолого-педагогических исследованиях предлагаются следующие объяснения исследовательской культуры. По И.В. Носаевой, исследовательская культура определяется как комплексное динамическое знание, характеризующее способность человека решать важные задачи с использованием методов научного познания, По Е.Д. Андреевой, исследовательская культура представляет собой совокупность способов освоения информационной реальности, приобретаемой человеком на определенном этапе развития.
Опираясь на изученную литературу, я выделила сдедующие направления развития воображения учащегося начальной школы:
Таблица 1 – Направления развития воображения учащегося начальной школы
Направления развития |
Возраст детей |
-сначала фантазийные образы разбросаны, неясны, но постепенно становятся более отчетливыми; |
Ученик 1 класса (6-7 лет) |
- количество признаков воображения, в том числе и значимых, значительно увеличивается; |
Ученик 2 класса (7-8 лет) |
- образы воображения обобщаются и становятся более открытыми; дети могут изменить линию рассказа и ввести условные выражения; |
Ученик 3 класса (8-9 лет) |
- более правильное и полное представление на основе собственных знаний. |
Ученик 4 класса (9-10 лет) |
В таблице показано развитие воображения учащихся начальных классов, по мере повышения класса увеличивается реальность видения ребенка. Например, если сначала один верит в легенду при проведении исследований, то становясь старше обращает внимание на научное понимание.
И. Исаев трактует исследовательскую культуру как личностное качество, характеризующееся единством знаний, обеспечивающих общую картину мира, навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, а также его самоопределение и творческое самоопределение. разработка. По мнению Таубаевой, культура исследования признается актуальной на каждом этапе образовательного развития, а также обеспечивает «социальные потребности и механизмы» инновационными дидактическими услугами, является средством трансляции культурных традиций. В системном целом оно несет в себе роль как культурной традиции, так и культурного субъекта, что дополнительно проявляет аспекты наблюдения и диссеминации. Являясь категорией более общей, чем прогрессивная педагогическая практика и творчество, исследовательская культура вбирает в себя их своим объемом, в то же время исследовательская культура учителя рассматривается как необходимое качество для развития, передачи и создания педагогических ценностей и образовательные технологии; как профессионально важное качество личности педагога, позволяющее понять и принять педагогические факты, явления, процессы, результаты, понять закономерности, теории, сформировать гипотезу и на этой основе реконструировать систему своей инновационной дидактической деятельности; как целенаправленно формируемая способность во взаимодействии с развивающейся реальностью. Исследовательская культура учителя создается на основе культуры исследовательской работы ученого, что требует ориентации на парадигму науки и парадигму образования. Как видим, по мнению автора, младшие школьники в большей степени ориентированы на толкование отдельных категорий, чем на большие педагогические занятия, и в то же время учитель начальных классов должен направлять формирование у ребенка научных предположений.
По Н.В. Петровой, исследовательская культура человека – это ценностное отношение к исследовательской деятельности, неудовлетворенная потребность в поисковой деятельности, совокупность методологических, мировоззренческих, общепредметных, рефлексивных знаний и исследовательских умений, интегративное, динамическое качество личности, характеризуемое высоким потенциалом исследовательских способностей.В рассмотренных различных психологических определениях - на основе педагогических выводов уточняется понятие исследовательской культуры младших школьников как: «совокупность методологических, мировоззренческих, общепредметных, рефлексивных знаний и навыков, высокий потенциал исследовательских способностей, новое качество модели современного учащегося». Содержание исследования и, поскольку существует множество возможностей его уточнения, позволяют ученым пользоваться определенной свободой формирования и применения научных понятий. Научное мышление не следует представлять как правильно работающее с точными представлениями об объеме и содержании, определяемыми «школьной логикой». Научное познание следует признать творческой деятельностью, основанной на интуиции и смелых прогнозах.
6. Ведущая педагогическая идея опыта
Цель, которую я поставила – это выявление основных аспектов формирования и развития научно исследовательской деятельности младших школьников, а также обосновать актуальность формирования исследовательских умений младших школьников и роль учителя в этой деятельности.
Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: если будут определены теоретические и практические основы формирования исследовательских умений младших школьников, будут созданы благоприятные условия для научно исследовательской деятельности то повысится эффективность формирования исследовательской компетентности в учебно-познавательной деятельности учащихся по всем предметам, что способствует их развитию и повышению мотивации к учебе в целом.
Метод исследования — это способ обучения с помощью собственных творческих и исследовательских навыков. Его основными компаративами являются идентификация проблемы, построение и связывание прогнозов, наблюдение, эксперименты, а также размышления и обсуждения на их основе. В процессе использования методов исследования при обучении основное внимание уделяется реальным данным и их анализу. Интерес к исследованиям может быть потерян из-за того, что школьники не всегда могут самостоятельно решить некоторые задачи. Здесь им может помочь учитель. Задача учителя состоит не в том, чтобы рассказать, что и как нужно делать, а в том, чтобы показать путь, чтобы ученик сам смог решить задачу. Это не только поддерживает мотивацию студента, но даже повышает ее. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место в организации исследовательских навыков.
Исследовательские навыки ИКТ необходимы для привлечения источников широкого использования при реализации технологии проектирования в процессе работы и на занятиях. Информационные технологии предоставляют дополнительные возможности для исследовательской работы, делают работу более детальной, всесторонней, наглядной и яркой. В настоящее время образование вызывает большой интерес в обществе. Познавательная любознательность является основой эффективного усвоения учебного материала. Если для учащихся созданы условия для наблюдения и экспериментирования, они всегда будут следить за педагогической деятельностью. На их основе учащиеся младших классов могут сделать собственные мысли и выводы. Задача учителя – поддерживать и направлять творческие идеи учащихся с учетом возрастных особенностей. Исследование должно быть содержательным и интересным.
При организации исследовательской деятельности учащихся я опираюсь на принципы:
Рисунок 3. Приниципы организации исследовательской деятельности учащихся
Основные этапы общей системы научно-исследовательской работы:
В процессе работы я выделяю пять групп исследовательских умений младших школьников:
1. Умения организовать свою работу (организационные);
2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);
4. Умения оформить и представить результат своей работы.
5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
7. Технология опыта
Технология ориентирована на овладение основами знаний об исследовательской деятельности, умениями исследовательской деятельности, алгоритмизацию этапов исследования и исследовательских действий, осуществление учащимися коллективной, групповой, индивидуальной учебно-исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения игровых, проблемных, эвристических, исследовательских.
Технология призвана:
- предоставить новые возможности для развития личности средствами включения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность;
- осуществить подготовку младших школьников к дальнейшему обучению и развитию путем формирования умений самостоятельного поиска знаний;
-дать возможность каждому учащемуся проявить свои способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления учебного исследования;
- вооружить учащегося знаниями, умениями исследовательской деятельности, способами действий, которые будут являться не только общеучебными, но и помогут ему в жизни.
Алгоритм формирования исследовательской культуры младших школьников способствует развитию таких необходимых личностных данных, как глобальные информационно-коммуникативные навыки, глобальные человеческие интеллектуальные дискуссии и принятие решений, глобальная информация в целом, такие активные качества, как вычислительное мышление, коммуникативная и технологическая компетентность. Как показывает опыт начального образования, большое значение в формировании исследовательской культуры имеют современные навыки.
На основе своего опыта, я отмечаю следующие педагогические условия развития исследовательских умений младших школьников:
1. Применение логических методов обучения, адаптация к выводам, связанным с возрастными особенностями исследовательской деятельности, понимание форм и методов исследования, соответствие темы исследования возрасту, особенностям и интересам учащихся;
2. Создание практических и интеллектуальных задач на уроках и внеклассных мероприятиях, повышение их потребности в новых знаниях и расширение их интересов. Студенты могут понять смысл своей исследовательской работы, реализовать свои способности, увидеть возможности для саморазвития и самосовершенствования.
3. При реализации роли учителя необходимо быть организатором учебной и научно-исследовательской работы. Преподаватель должен знать о научно-исследовательской работе, он должен сотрудничать со студентами. Студент должен уметь активно участвовать в коллективной работе, обладать творческим потенциалом. Необходимо создавать творческую образовательную среду за счет использования творческих исследовательских задач, эффективных методов обучения и поощрения творческой инициативы учащихся.
Для того чтобы вовлечь школьника в научно-исследовательскую работу, прежде всего необходимо сформировать запрос на исследование, заинтересовать его. То есть учащийся должен попытаться получить информацию и передать ее другим. Учась в школе, он должен чувствовать себя членом общества, учиться принимать самостоятельные решения, добывать информацию, уметь доносить ее до других, работать с литературой, составлять отчеты, участвовать в анализе, слушать других.
Не следует просить ученика выступить с докладом до понимания его потребностей и интересов, а также не следует заставлять ребенка, не привыкшего работать в группе, выступать перед аудиторией. Для того чтобы стимулировать интерес ребенка к исследовательской деятельности, необходимо организовать познавательно-образовательную деятельность, которая заинтересует его и вызовет любознательность. Такие занятия проводят библиотекари, психологи, учителя литературы и истории.
Школьный библиотекарь обучает школьника работе с каталогом и научной информацией. Школьный психолог развивает интеллектуальные способности и коммуникативную культуру учащихся. Если мы хотим видеть в ученике умение ясно излагать свои мысли, доказывать справедливость своей работы, свободно вступать в дискуссии, то необходимо развивать его интеллектуальные и коммуникативные способности. Работа психолога в общении с ребенком позволяет ученику сформировать правильную речь, учит чувствовать смысл общения.
По своему опыту я выделяю следующий алгоритм формирования исследовательской культуры школьников младших классов:
Понимание школьником содержания и методов познания будущей исследовательской работы |
Шаг 1
Школьник оценивает основную мысль в исследовательской работе и делает выводы |
Шаг 2
Трудности в научном познании выявляются учащимися как исследовательская проблема |
Шаг 3
При проведении исследования школьник анализирует свой метод, технологию и использует их |
Шаг 4
Рисунок 4 - Алгоритм формирования исследовательской культуры школьников младших классов
В своей работе также больше внимание я уделяю последовательности. Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя семь этапов:
1) формулирование темы
2) формулирование цели и задач исследования
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований;
7) публичное представление работ на разного рода конференциях, чтениях.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используем методы анкетирования и тестирования.
Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Какой проект будет заведомо выигрышный, учителю подсказывают интуиция и опыт участия в конкурсах проектной деятельности. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).
За время работы в школе под мои руводством было написано множество различных научно исследовательских работ учениками начальных классов. С работами «Плесень», «Как экономить электричество или использование солнечной батареи в быту и хозяйстве?», «Влияние мультфильмов на психику и развитие детей» и «Озеро Акколь – наша жемчужина» мы участвовали на областных конкурсах. В результаты работ ученики приобрели большой багаж знаний и навыков написания и представления своей работы перед публиккой. Основная информация представлена в таблице ниже:
Таблица 2. Участие в областных конкурсах по научно исследовательской деятельности учеников
№ |
Ф.И.О ученика |
Школа |
Класс ученика |
Конкурс |
Тема проекта |
1 |
Ещанова Арайлым Аяновна |
Акмолинская область, Аккольский район, г. Акколь КГУ «Аккольская средняя школа №1 им. П.Исакова» |
1 класс |
II Республиканский дистанционный конкурс научно-исследовательский проект школьников «Young researcher-2020» Диплом первой степени |
«Плесень» |
2 |
Макай Богдан |
Акмолинская область, Аккольский район, г. Акколь КГУ «Аккольская средняя школа №1 им. П.Исакова» |
3 класс |
Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся 1-7 классов «Зерде» |
«Как экономить электричество или использование солнечной батареи в быту и хозяйстве?» |
3 |
Гулоев Билял |
Акмолинская область, Аккольский район, г. Акколь КГУ «Аккольская средняя школа №1 им. П.Исакова» |
2 класс |
Исследовательская работа |
«Влияние мультфильмов на психику и развитие детей» |
4 |
Мусатаева Айсулу |
Акмолинская область, Аккольский район, г. Акколь КГУ «Аккольская средняя школа №1 им. П.Исакова» |
2 класс |
Исследовательская работа |
«Озеро Акколь – наша жемчужина» |
Также во время занятий совместно с учениками начальной школы проводятся различные открытые уроки и исследовательские работы. Например: Русский язык проект – викторина «Умники и умницы», Проект ЭКСПО -2017, Значение природных условий в жизни человека, Урок «Что мы знаем о воде?» и т.д.
Выводы. Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:
Плюс ко всему, у учителя появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.
Результативность. В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, набираются опыта участия в областных конкурсах, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными», развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.